Новый учебник по истории для 6 класса: историко-культурный стандарт и современные цифровые возможности

Какие трудные вопросы истории изучаются школьниками в 6 классе? Как уместить в урок весь обширный исторический материал в условиях дефицита времени? Как цифровые ресурсы дополняют материалы печатного учебника? Эти и другие вопросы эксперты обсудили в рамках вебинара «Как совершить исторический переход: об историко-культурном стандарте и электронной форме учебника», прошедшего 27 июля в ГАУ «ТемоЦентр».

Издательство «Просвещение» продолжает серию видеовстреч авторов нового УМК по истории России, учителей-практиков с коллегами из различных регионов нашей страны. В сентябре новые учебники появятся в школах, и участники вебинаров не только подробно рассказывают об этих изданиях, но и отвечают на самые злободневные вопросы педагогов.  

В состоявшемся вебинаре участие приняли доктор исторических наук, профессор Высшей школы экономики, член авторского коллектива издательства «Просвещение» Петр Стефанович, учитель истории и обществознания ГБОУ лицей №1828 «Сабурово» Александр Гулин и заместитель директора по цифровым продуктам издательства «Просвещение» Екатерина Латыпова. В этот раз они обратились к историческому периоду, который изучается в 6 классе – к истории Средневековой Руси (IX - конец XV вв.).

Шестой класс – это начало курса изучения истории, но в программе уже освещаются сложные – как для понимания школьникам, так и учителям для объяснения – темы. Каждый раздел учебника издательства «Просвещение» содержит список вопросов, который был изначально представлен в Историко-культурном стандарте.

 «Как профессиональный историк я бы сказал, что в истории нет легких вопросов. Все вопросы так или иначе трудные по той простой причине, что история – наука о людях, а люди – существа весьма сложные и ведут себя часто непонятно, непредсказуемо. Почему они те или иные действия совершают и как нам их объяснить – в этом и состоит основная проблема истории. Но есть вопросы, которые трудны, в первую очередь, для учителя и ученика. Во-первых, потому что их нельзя обойти. Вторая проблема – вокруг этих вечных, важных вопросов существует множество разных мнений, теорий, интерпретаций и, конечно, учителю сложно в этом сориентироваться и грамотно подать, а ученикам, в свою очередь, осмыслить. И, наконец, трудность состоит в том, что многие исторические вопросы оказываются связаны с современностью», - объяснил Петр Стефанович.

К таким трудным вопросам относятся образование Руси как государства, принятие религии (почему было принято христианство, каким оно было тогда и что представляет собой сейчас),  раздробленность – почему произошло распадение в XII веке Киевской Руси на ряд независимых княжеств, что оно означало.

Для того чтобы уместить в урок весь обширный исторический материал в условиях дефицита времени, увлечь школьников историей, Александр Гулин призывает использовать все существующие возможности, в том числе и информационные технологии. Петр Стефанович согласился с тем, что печатный учебник и цифровые ресурсы в помощь учителю и ученику могут успешно, плодотворно сосуществовать. Для изучения истории Древней Руси, по его мнению, новые технологические возможности могут оказаться особенно полезны, ведь в данном случае мы имеем дело со сложными для понимания древними текстами, и хорошо, когда есть возможность увидеть воочию то, о чем идет речь.

Екатерина Латыпова отметила, что совместно с Московским институтом открытого образования издательство «Просвещение» разрабатывает курс повышения квалификации по конструированию современного урока с использованием электронных учебников и современных инструментов, который будет доступен с сентября этого года. Дополнительная информации о данном курсе будет появляться на сайтах издательства «Просвещение» и Московского института открытого образования.

Очередная встреча, которая пройдет 3 августа, будет посвящена следующему периоду – России в XVI – XVII вв.: от великого княжества к царству.